Как музей открывает путь в культуру современному школьнику
Музейная педагогика как форма обучения и воспитания начинает занимать все более заметное место в деятельности современных музеев. И все же в сознании немалой части школьников остается стереотип о том, что музеи — это скучно и старомодно, а походы с классом на экскурсии — своего рода обязаловка, которая не приносит особой радости.
О том, как привлечь молодую аудиторию в музеи и почему руководителям образовательных организаций необходимо сотрудничать с музеями, редакции EdExpert рассказывает директор Музея МХАТ Софья Грачева.
Софья Грачева
Директор ФГБУК «Музей МХАТ», член экспертного жюри Национальной премии «Корпоративный музей»
Культурная травма
Сейчас точно нет такой проблемы, что школьников не приводят централизованно в музеи или театры. Как раз наоборот, как и 30 лет назад, целые классы посещают выставки и театральные постановки. В последние несколько лет в России вообще наблюдается театральный бум, несмотря на то, что цены на билеты заметно растут. Детская аудитория музеев, впрочем, тоже продолжает расширяться, к ней добавляются дошколята и ученики центров дополнительного образования. С помощью «Пушкинской карты» к искусству стараются привлечь и студентов, но в Москве эта акция пока не имеет большого успеха. По моим наблюдениям, многие даже не оформили эти карты, а если они и есть, то не будем говорить, как ребята используют их на самом деле. Отчасти молодежь можно понять и объяснить это культурной травмой от школьных коллективных выходов в театры и музеи.
Я говорю о проблеме качества специализированных детских программ в музеях (которые иногда вовсе отсутствуют) и о способах взаимодействия культурных и образовательных учреждений. Точнее, их главных участников — экскурсоводов и молодой аудитории. То есть остается открытым основной вопрос — как подается материал в музеях и как он воспринимается детьми.
Главная наша задача — разрабатывать необычные форматы экскурсий и мастер-классов, которые будут погружать и вовлекать в театральное и музейное дело
Сложность и неоднозначность этого вопроса в том, что культурный опыт, опыт посещения музеев у всех детей разный. Сейчас к нам в Музей МХАТ часто приходят совсем юные посетители. Недавно на нашей постоянной экспозиции в Камергерском переулке наблюдала за группой из детского сада и была приятно удивлена, увидев, как четырехлетки прекрасно ориентируются в музее, комфортно себя чувствуют среди театральных экспонатов, охотно (и правильно!) отвечают на вопросы наших экскурсоводов. Понятно, что для них такие походы по музеям и театрам — это что-то привычное и естественное. И здесь важно учитывать, что положительно они воспринимают взаимодействие с искусством только по той причине, что материал преподносится в адекватном для их возраста формате, без нудных многочасовых лекций и долгих остановок у каждого экспоната.
А бывает, что подростки сначала противятся идее пойти в музей, особенно если у них был негативный опыт и уже начала формироваться культурная травма или травма от культуры, как будет угодно. Но, попадая в наш музей, ребята, даже настроенные скептически, выходят счастливыми, заинтересованными, покупают сувениры, чтобы рассказать родителям, где они были и что интересного узнали.
Задача у нас одна — преодолеть предубеждение, что театральный музей специфический, что непосвященному человеку там может быть скучно, особенно ребятам, которые в большинстве своем сейчас увлечены IT-сферой, а не искусством. Сейчас все музеи стараются добавить как можно больше современных технологий. Например, в прошлом году на нашей юбилейной выставке, посвященной 125-летию Московского Художественного театра и 100-летию Музея МХАТ, мы использовали новые музейные технологии и мультимедиа, а современный дизайн выставки и настоящий водопад, на который проецировались фотографии актеров МХТ, привлекли внимание многих школьников. Но все же главное — это человеческие отношения, а не технологии, поэтому приходится постоянно думать, как выстраивать новые эффективные взаимоотношения между музейными сотрудниками и юными посетителями.
Конечно, в идеальной картине мира педагогически организованный процесс раскрытия историко-культурного потенциала музейных коллекций выстроен так, чтобы с первого же посещения музея дать школьникам всю необходимую информацию, обучить, развить творческие навыки и способности. Но нужно понимать, что этот процесс небыстрый. Совместно с руководителями школ и образовательных центров мы должны качественно и постепенно подводить наших детей к пониманию языка культуры. А этому языку, как и любому другому, надо учить системно, ребенку нужно привыкнуть на нем говорить и даже думать, чтобы начать понимать и любить.
И поэтому, чтобы менялось отношение молодежи к музеям и к искусству в целом, мы разрабатываем для нее специальные программы, учитывая множество факторов, и ищем новые формы взаимодействия с молодыми посетителями.
Нужны новые формы
Как говорил один из героев чеховской пьесы, «нужны новые формы, а если их нет, то лучше ничего не нужно». Не буду столь категоричной, как Костя Треплев, но очевидно, что музеи должны постоянно думать о том, как привлечь новую аудиторию, а для этого — изучать ее, исследовать, что ей сейчас интересно, придумывать разные форматы взаимодействия с каждой категорией посетителей. И это практически маркетинговое исследование. Поиском формы подачи информации занимаются и современные педагоги, и руководители школ, поэтому задача у нас одна на всех.
Сейчас мы можем говорить о влиянии на образование такого понятия, как эдьютейнтмент (edutainment). Это любопытное совмещение английских слов education — образование и entertainment — развлечение. С одной стороны, может показаться, что это про заигрывание с аудиторией (и, безусловно, важно не перейти эту грань), но, с другой стороны, это следование мольеровскому принципу, который великий драматург сформулировал еще для зрителей XVII века, — «развлекая, поучать».
Вторая задача — транслировать знания там, где обитают современные школьники
Наш музей хранит ценные знания не только о театральном, но и о литературном, художественном, музыкальном искусстве. Мы понимаем, что все это необходимо передавать молодому поколению. Поэтому первая и главная наша задача при работе с юными посетителями — разрабатывать разные необычные форматы экскурсий и мастер-классов, которые будут погружать и вовлекать в театральное и музейное дело, расширять кругозор ребят.
А вторая задача — транслировать знания там, где обитают современные школьники. Мы понимаем, что сейчас первой точкой соприкосновения с подростками может быть не только пространство самого музея. Поэтому мы работаем, безусловно, как внутри музея, так и на других площадках. Например, недавно были на VK Fest в «Лужниках», где два дня общались с молодежью, проводили для нее мастер-классы, показывая, что музей может быть очень даже современным и нескучным.
То есть мы сейчас стараемся охватывать популярные пространства, где часто бывает молодежь, используем необычные для себя локации. Мы уже выставляли экспонаты на станции метро «Воробьевы горы», в выставочном центре парка Горького, на Гоголевском бульваре и на Арбате. А так как коллекция музея представляет интерес не только для жителей Москвы, но и для всей страны, мы стараемся вывозить наши выставки в другие города России. Сейчас нас ждет Дальний Восток, и это действительно важно и ценно, что благодаря поддержке Министерства культуры РФ у жителей отдаленных уголков будет возможность увидеть уникальные экспонаты.
Безусловно, для нас важно передавать знания и тем ребятам, у которых пока нет возможности попасть в музей. Мы сотрудничаем с благотворительными фондами, в этом году посетили несколько госпитальных школ. Уделяем особое внимание подросткам с ОВЗ, в основном это ребята с нарушением слуха и зрения, для них мы разработали специальную адаптированную экскурсионную программу с тактильными макетами и тифлокомментариями к экспонатам и мастер-классы, в которых дети могут принимать участие без каких-либо ограничений для себя.
Мы стараемся сделать так, чтобы во всех наших детских мероприятиях школьники были активными действующими лицами, а не пассивными слушателями. Например, у нас есть иммерсивная экскурсия «Мы длинной вереницей идем за Синей птицей» по легендарной пьесе Мориса Метерлинка. Здесь каждый становится полноправным участником спектакля: получает роль, костюм, читает реплики своего героя. Постановка проходит в старинном особняке, в котором расположен Дом-музей К. С. Станиславского. За большим столом в Рыцарской комнате, где проходили застольные репетиции и гримировались актеры, дети принимают участие в настоящей читке пьесы. В каждой комнате мемориального дома происходит какое-то действие по сюжету, поэтому пространство музея в процессе начинает восприниматься детьми не как что-то страшное, где ничего нельзя трогать, а как пространство театральное, игровое. Безусловно, здесь тоже есть определенные правила, как есть они в спектакле или в любой игре. Дружелюбная атмосфера помогает ребенку раскрепоститься, почувствовать себя в музее комфортно, а значит, он захочет вновь сюда прийти и получить новые впечатления и информацию. Этот прием применяется сейчас и в хороших современных школах — ребенку должно быть спокойно, тогда он сможет довериться педагогу, раскрыться и проявить свои таланты. Стресса и так хватает в жизни.
Мы стараемся синхронизировать свою работу с программами образовательных организаций. Например, в Музее МХАТ тоже есть профориентационное направление в виде программы «Приоткрытый занавес», которая пользуется невероятной популярностью. Мы рассказываем подросткам о театральных профессиях, показываем закулисье, погружаем в будни театра.
У нас проходят и музейные олимпиады, мы очень любим это направление и всегда с радостью разрабатываем вопросы для школьников. Каждый год должны быть новые задания и вопросы про одни и те же экспонаты. Это развивает наблюдательность у тех, кто участвует не первый раз, ребятам интересно что-то для себя заново открывать, посмотреть на знакомый уже предмет с другого ракурса. Стараемся давать ребятам креативные задания для развития творческого мышления: просим зарисовать экспонаты или написать письмо Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко.
Есть и студенты, которые сами проявляют инициативу и предлагают нам интересные проекты, причем часто это ребята не из творческих вузов. Например, сейчас для Музея МХАТ магистранты ВШЭ разрабатывают виртуальный квест по «Этике» Станиславского. Они придумали игровой механизм, к которому привыкли современные подростки. Не думаю, что «Этику» просто так читает кто-то, кроме студентов театральных вузов. Все-таки это очень узкоспециализированная литература. Так что здорово, что через игру молодое поколение узнает о важных театральных текстах.
Чему учат в музее
Мы стараемся придумывать разноплановые форматы взаимодействия с детьми и всегда рады сотрудничеству со школами. Потому что наш музей помогает ребенку смотреть на вещи шире, не ограничиваясь какой-либо сферой знаний. Например, Музей МХАТ, с одной стороны, музей театральный и, казалось бы, узконаправленный. Но, с другой стороны, он хранит историю страны в целом, мы говорим с детьми о спектаклях, художниках, музыкантах, писателях в контексте эпохи. Поэтому наш музей еще и исторический, художественный, литературный, мемориальный.
Музей учит быть ребенка многогранным, полифоничным, развивать творческое и критическое мышление и видеть все грани личности или события.
Как говорил Вл. И. Немирович-Данченко, «музей — это зеркало театра». Но я бы дополнила, что музей — это и зеркало жизни. И создан он был отцами-основателями Московского Художественного театра не для самолюбования, а для рефлексии. Да, музей учит и рефлексии тоже.
Как дети воспринимают людей прошлого? В лучшем случае как набор биографических фактов: родился, женился, что-то написал. Поэтому нам важно показать, что Станиславский и Немирович-Данченко — это не бронзовый памятник в Камергерском переулке, а живые люди, у которых тоже были свои радости и сложности, истории дружбы, любви, судьбоносные встречи. Например, К. С. Станиславский был вынужден взять себе псевдоним (настоящая фамилия Константина Сергеевича — Алексеев), потому что он рос в семье староверов, отец был уважаемым человеком, и хотя детские увлечения театром в семье поддерживались, но выбор актерской профессии не одобрялся. Или Вл. И. Немирович-Данченко — талантливый и успешный драматург, он был вынужден оставить эту деятельность ради руководства театром и режиссуры. Но, кстати, здесь он сделал тоже гениальную вещь: благодаря Владимиру Ивановичу появились инсценировки. Поэтому иногда нужно от чего-то отказаться, чтобы приобрести более ценное. Мы хотим показать молодому поколению, что у тех, о ком мы рассказываем в музее, тоже были и падения, и взлеты, они такие же люди, как и мы, только жили на столетие раньше.
И еще — никаких ограничительных веревочек. Сам Немирович-Данченко, зная, что в его квартире будет музей, хотел, чтобы посетители думали, что он просто вышел из комнаты и скоро вернется, чтобы в доме сохранялась жизнь. Так и есть — сейчас за стенкой мемориальной квартиры живет семья внука Владимира Ивановича, а заведующая музеем в холодное время угощает гостей чаем.
Показывая закулисье и рассказывая невероятные истории о тех, кто создает спектакли, но кого не видят зрители, мы хотим еще раз доказать, что ходить в театры и музеи — не скучно, а очень увлекательно и любопытно.
Для нас важно работать и вместе со студентами творческих вузов — со Школой-студией МХАТ и с Российским институтом театрального искусства — ГИТИС. Мы создаем выставочные проекты, нацеленные в том числе и на молодую аудиторию музея. Это наша задача — передавать знания и опыт тем, кто будет после нас.
Как любил говорить Олег Павлович Табаков, «важно не забывать тезу Владимира Ивановича Немировича-Данченко о том, что на нас жизнь не кончается».
Справка
Музей МХАТ — музей Московского Художественного академического театра. Был основан в 1923 году, в год 25-летия театра, К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Сегодня коллекция музея превышает 340 000 предметов, среди которых театральные реликвии, костюмы выдающихся актеров разных эпох, эскизы декораций М. Добужинского, А. Я. Головина, А. Н. Бенуа, Б. М. Кустодиева и других художников с мировыми именами. Также Музей МХАТ хранит самую большую коллекцию вещей М. А. Булгакова. Помимо постоянной экспозиции в Камергерском переулке, к Музею МХАТ относятся Дом-музей К. С. Станиславского и Музей-квартира Вл. И. Немировича-Данченко. В музее регулярно проходят тематические выставки, посвященные артистам, режиссерам МХТ, а также деятелям, которые внесли вклад в историю и развитие Московского Художественного театра.
Комментировать
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!